Каждый человек носит обувь. Все знают, что есть парадно-выходные туфли, чья примечательность в интеллигентном лоске и чётком соответствии определённому стилю. Есть спортивные кроссовки, идеальные в плане удобства. Или кирзовые сапоги, позволяющие шлёпать по грязи без риска промочить ноги. С автомобильными дисками аналогично, их надо брать чётко под потребности. Однако есть нюансы — вряд ли получится затарить гараж в том же количестве, что и обувную полку, да и машину переобуть не так просто и быстро. Надо хорошо подумать перед выбором. Давайте разберёмся, что предлагает колёсная промышленность.
Какие бывают колёсные диски?
- штампованные
- литые
- кованые
Ещё бывают диски "реплика". Они литые, но эту тему раскроем детальнее в отдельной статье.
Штампованные диски
Самая простая, выверенная временем технология. Из стальных листов на специальных станках штампуются заготовки — диск и обод, которые потом свариваются. Сурово, недорого и непритязательно. Большинство автомобилей бороздит российские просторы на штампах. Водителей привлекают цена и неприхотливость — большинство повреждений легко выправить, раскатав диск за копейки на ближайшем шиномонтаже. На ямах штампованный диск играет, частично поглощает ударный импульс, оберегая этим подвеску. Огрехи эстетики компенсируются накладными колпаками. Основной недостаток — вес; тяжёлая железяка затрудняет движения рулём, замедляет динамику и повышает расход топлива. По аналогии с человеческой обувью, штампованный диск — это кирзач.
Кирзачи бывают разные. Прочность сплава, его устойчивость к коррозии, качество покраски — всё это имеет существенное значение. Хорошая штамповка будет долго бегать, держать удар и легко ровняться в случае чего. Сомнительная поделка через полгода покрывается малоприятными ржавыми пятнами, гнётся от наезда на бордюр, а после превышения запаса ремонтопригодности бьёт рулём, сколько ни балансируй. Если вы решили купить штампованный диск — надо знать, что берёте и у кого.
Литые диски
Тут уже не сталь. В основе — алюминий, реже, магний. Литейные машин в специальные формы отливают жидкий расплав. Такая технология дарит весьма широкие возможности дизайна — модный рисунок, затейливые изгибы и ажурное изящество достижимы без усилий. Литое изделие ощутимо легче штамповки, что повышает управляемость и динамику авто, параллельно снижая расход топлива. Цена литья выше штамповок, но если данный параметр важен — пугаться не следует, есть отличные отечественные производители, чья продукция вполне надёжно служит и не лупит по бюджету.
Дорогие литые диски при наличии возможности покупать смысл есть — дольше сохраняется лакокрасочное покрытие, меньше вес при сходной прочности, интереснее дизайн. Магниевые диски легче алюминиевых, но алюминиевые лучше выдерживают нюансы наших дорог. Как правило, магний используется любителями гонок и стритрейсинга, в быту такой диск слишком дорог и нецелесообразен.
Основной недостаток литых дисков — их структура; при литье образуются микропустоты, провоцирующие неоднородность металла и неравномерную проводимость ударного импульса, что при серьёзном ударе может стать причиной неисправимой трещины. Ещё одна побочка — жёсткость и резистентность; литые диски не поглощают удар и передают его на подвеску.
Если вы регулярно влетаете в ямы, но при этом желаете купить литые диски — выбирайте или российский металл, или модели ведущих западных производителей, где тщательная и всесторонняя проверка на прочность главенствует при пуске товара в серию. Возвращаясь к нашим аналогиям, литые диски — это кроссовки или модные туфли. Российскими можно "играть в футбол", но они тяжелее; импортные — качество сильно зависит от цены, за хороший товар надо раскошелиться.
Кованые диски
Данный вариант сочетает преимущества двух предыдущих. Материал — авиационные сплавы. Технология — штамповка под высоким давлением, напоминающая ковку; сначала создаются болванки-полуфабрикаты, затем они на специальных станках допиливаются до нужной формы. На сегодняшний день невозможны особые изыски в дизайне ковки, всё строго и симметрично, хотя вид нескучный и без проблем вписывается в облик большинства современных автомобилей.
Кованые диски более упругие, чем литьё, умеют играть и гасить колебания, хотя и уступают по этому параметру штамповкам. Вес в среднем процентов на 20 ниже, чем у литых изделий. Структура металла волокнистая, любые нагрузки хорошо распределяются, убить кованый диск практически невозможно. Самые страшные удары вызывают в худшем случае лёгкую вмятину, которая без проблем раскатывается на обычном станке для ремонта штампованных дисков. Основной и практически единственный недостаток, цена изделия, она примерно вдвое выше литья того же бренда. Тем не менее, такая инвестиция весьма оправдана; если толщина кошелька позволяет купить кованые диски - сделайте это без особых раздумий. Продолжая аналогии, ковка — это сверхлёгкие кроссовки с интегрированной бронёй.
Чтобы совместить преимущества литья и ковки, некоторые компании придумывают интересные ухищрения. Например, прочность литых дисков можно существенно повышается с помощью технологии раскатки обода (flow forming). Ещё есть комбинированные диски с кованым ободом и литыми спицами. Такие варианты занимают промежуточное положение по эксплуатационным свойствам и цене.
Диски Реплика
Грамотный автопроизводитель при разработке очередной модели всегда рассчитывает параметры колёсного диска. Геометрия, размеры и балансировка выверяются до миллиметра, недаром такие колёса называют родными. Однако родные — чаще всего дорогие. Что делать, если нет желания платить огромные суммы? Можно купить диски Реплика.
Интернет полон устрашающих мифов о реплике. Частично слухи оправданы, ведь нынче при помощи тематического компьютера точно измерить и сделать геометрически правильное колесо не составит особых проблем даже для гаражного кооператива в задворках китайских трущоб. Однако не стоит думать, что все реплики такие, вы можете обидеть весьма заслуженные европейские компании, чьи реплики порой даже лучше оригиналов, потому что легче и прочнее. Кроме западного мира, качественную реплику делают у нас в России, да и Китай, если фирма надлежащим образом сертифицирована и проверена, сбрасывать со счёта отнюдь не стоит. Если вам нужна реплика — берите её в нормальном магазине, который отвечает за свой товар, и всё будет хорошо.