Если вы зашли на эту страницу - значит вряд ли есть смысл лишний раз объяснять, насколько важны для автомобиля колёсные диски. Безопасность езды и удовольствие от вождения напрямую связаны со свойствами колёс. Давайте разберёмся, как именно.

Каждый человек носит обувь. Все знают, что, например, есть парадно-выходные туфли, чья примечательность главным образом в интеллигентном лоске и чётком соответствии определённому стилю; есть спортивные кроссовки, идеальные в плане удобства; ну и, конечно же, кирзовые сапоги, на которых можно шлёпать по грязи и кустарникам без риска пробить ногу. С автомобильными дисками аналогично - их надо брать чётко под свои потребности. Однако есть нюансы, ведь вряд ли получится затарить гараж в том же количестве, что и обувную полку, да и машину переобуть не так просто и быстро. Надо хорошо подумать и сделать выбор по свои вкусы и потребности. Давайте разберёмся, что может предложить нам колёсная промышленность.

Какие бывают колёсные диски?

  • штампованные
  • литые
  • кованые

Ещё бывают диски "реплика", которые относятся к литым, но о них есть смысл поговорить отдельно. Теперь - более детально.

Штампованные диски

Самая простая, выверенная временем технология. Из стальных листов на специальных станках штампуются заготовки - диск и обод, которые потом свариваются. Сурово, недорого и непритязательно. Большинство автомобилей, бороздящих российские просторы, оснащены именно штамповками. Привлекают водителей в первую очередь цена и неприхотливость - большинство повреждений можно легко выправить, раскатав диск за копейки на ближайшем шиномонтаже. На ямах штампованный диск играет, частично поглощает ударный импульс, оберегая этим подвеску. Огрехи эстетики компенсируются накладными колпаками. Основной недостаток - вес; тяжёлая железяка отягощает движения рулём, плохо влияет на динамику автомобиля и повышает расход топлива. По аналогии с человеческой обувью, штампованный диск - это кирзач.

Кирзачи бывают разные. Прочность сплава, его устойчивость к коррозии, качество покраски - всё это имеет существенное значение. Хорошая штамповка будет долго бегать, держать удар и легко ровняться в случае чего. Сомнительная поделка через полгода покроется малоприятными бурыми пятнами ржавчины, погнётся от наезда на бордюр, а после превышения запаса ремонтопригодности будет бить, сколько ни балансируй. Так что даже если вы решили купить штампованный диск - надо знать, что берёте и у кого.

Литые диски

Тут уже не сталь. В основе - алюминий или, реже, магний. При помощи литейных машин в специальные формы отливается жидкий расплав. Особенности технологии дарят весьма широкие возможности дизайна - модный рисунок, затейливые изгибы и ажурное изящество являются вполне доступным удовольствием. Изделие получается ощутимо легче штамповки, что весьма положительно сказывается на управляемости, динамике и прожорливости автомобиля. Понятное дело, что и цена будет выше, однако если данный параметр важен - пугаться не следует, есть отличные отечественные производители, чья продукция вполне надёжно служит и сильно не бьёт по бюджету. 

Более дорогие литые диски при наличии возможности покупать смысл есть - дольше сохраняется лакокрасочное покрытие, меньше вес при сходной прочности, интереснее дизайн. Магниевые диски легче алюминиевых, но алюминиевые луче выдерживают нюансы наших дорог. Как правило, магний используется любителями гонок и стритрейсинга, в быту такой диск слишком дорог и нецелесообразен. 

Основной недостаток литых дисков - их структура; при литье образуются микропустоты, которые провоцируют неоднородность металла и неравномерную проводимость ударного импульса, что при серьёзном ударе может стать причиной неисправимой трещины. Ещё одна побочка - жёсткость и резистентность; литые диски не поглощают удар и передают его на подвеску. 

Если вы регулярно влетаете в ямы, но при этом желаете купить литые диски - выбирайте или российский металл, или модели ведущих западных производителей, где тщательная и всесторонняя проверка на прочность занимает главенствующую роль при пуске товара в серию. Возвращаясь к нашим аналогиям, литые диски - это кроссовки или модные туфли. Российскими можно "играть в футбол", но они тяжелее; импортные - качество сильно зависит от цены, за по-настоящему хороший товар надо раскошелиться.

Кованые диски

Данный вариант сочетает преимущества двух предыдущих. Материал - лёгкие сплавы, тот же алюминий или магний. Технология - штамповка под высоким давлением, по сути напоминающая ковку; сначала создаются болванки-полуфабрикаты, которые затем на специальных станках допиливаются до нужной формы. Тут на сегодняшний день невозможны особые изыски в дизайне, всё строго и симметрично, хотя вид нескучный и без проблем вписывается в облик большинства современных автомобилей. 

Кованые диски более упругие, чем литьё, умеют играть и гасить колебания, хотя и уступают по этому параметру штамповкам. Вес будет в среднем процентов на 20 ниже, чем у литых изделий. Структура металла волокнистая, любые нагрузки хорошо распределяются - убить кованый диск практически невозможно. Самые страшные удары вызывают в худшем случае лёгкую вмятину, которая без проблем раскатывается на обычном станке для ремонта штампованных дисков. Основной и практически единственный недостаток - цена изделия, которая примерно вдвое выше литья той же фирмы. Однако такая инвестиция весьма оправдана; если толщина кошелька позволяет купить кованые диски - так и сделайте без особых раздумий. Продолжая аналогии, ковка - это сверхлёгкие кроссовки с интегрированной бронёй.

Чтобы как-то совместить преимущества литья и ковки, некоторые компании придумывают различные ухищрения. Например, прочность литых дисков можно существенно повысить при помощи технологии раскатки обода (flow forming). Ещё делают комбинированные диски с кованым ободом и литыми спицами. Такие варианты занимают промежуточное положение по эксплуатационным свойствам  и цене.

Диски Реплика

Грамотный автопроизводитель при разработке очередной модели рассчитывает на чётко определённые параметры колёсного диска. Геометрия, размеры и балансировка выверяются до миллиметра, недаром такие колёса называют родными. Однако родные - чаще всего дорогие. Что делать, если нет желания платить огромные суммы? Можно купить диски Реплика

Интернет полон мифов различного уровня устрашаемости по поводу реплик. Частично эти мифы оправданы, ведь нынче при помощи тематического компьютера точно измерить и сделать геометрически правильное колесо не составит особых проблем даже для гаражного кооператива где-то в задворках китайских трущоб. Однако не стоит думать, что все реплики такие, иначе вы можете обидеть весьма заслуженные европейские компании, чьи реплики порой даже лучше оригиналов, потому что легче и прочнее. Кроме западного мира, хорошие реплики делают у нас в России, да и Китай, если фирма надлежащим образом сертифицирована и проверена, сбрасывать со счётов отнюдь не стоит. Если вам нужна реплика - берите её в нормальном магазине, который отвечает за свой товар, и всё будет хорошо.