Литые диски - самые популярные на нашем рынке. Комбинация относительно доступной цены и хорошего качества позволяет поставить себе литьё под любые возможности и вкус. Информации в интернете очень много, мифов и заблуждений - тоже. Можно рыться сутками и запутаться в обилии противоречивых и порой довольно авантюрных мнений. Мы решили помочь и собрали всё самое нужное в одной статье.
Как выбрать литые диски?
Взвесьте свои возможности. Если они не особо ограничены - смотрите западные бренды, у них не было кризиса 90-х, технологии более современные и откатанные. Если нужен более бюджетный выбор - обратите внимание на отечественного производителя; наши диски уступают по дизайну и качеству лакокрасочного покрытия, но при этом могут весьма обоснованно похвастаться отличным качеством металла. Китайцы дешевле и порой не слишком щепетильны к качеству, но наш интернет-магазин устраивает им кастинг, стараемся держать в ассортименте только те фирмы, которые тянутся к мировым стандартам и уважают покупателей, так что если желаете купить китайское литьё - лучше сделать это у нас.
После того как определитесь по цене - смотрите наш каталог. Мы стараемся делать описания, учитывая все важные нюансы и, что самое главное, практический опыт водителей со всего мира.
Если нет возможности поставить омологированные, "родные" диски конкретно под свою модель авто - обратите внимание на диски Реплика. В интернете в сторону реплики летит много камней, но это не совсем справедливо, потому что есть производители, чьё качество по многим параметрам превосходит оригинал, так что при вдумчивом выборе можете ставить эти диски смело.
Если вы хотите купить диски, чем-то отличающиеся от родных - прежде всего проверьте их совместимость с вашим авто, ну и приготовьтесь к тому, что шины тоже придётся обновить.
Преимущества и недостатки литых дисков
Для тех, у кого нет времени читать много букв, мы собрали наиболее важные моменты в коротком перечне. Сравнение идёт со штамповками.
Плюсы
- эстетика
- вес
- лёгкость управления
- динамика
- торможение
- расход топлива
- стойкость к коррозии
Минусы
- опасность трещины при ударе
- слабая ремонтопригодность
- передача ударов на подвеску
- трудности с покраской
- цена
Почему всё именно так? Ниже все ответы.
Из чего сделаны литые диски?
Состав
Чаще всего легкосплавные колёсные диски делают на базе алюминия с добавками магния, титана, марганца, железа, хрома или кремния. Лёгкий алюминий в комбинации с другими ингредиентами становится более прочным и долговечным, лучше противостоит коррозии. Особенность любого сложного сплава - невозможно просчитать конечный результат при разработке, потому что смешивание металлов не является химической реакцией. Удачная комбинация - плод весьма дорогостоящего исследования, увенчанного множеством испытаний. Бывают, конечно, гениальные озарения или может банально повезти, но от этого хороший рецепт не теряет своей ценности и уникальности. Если у компании есть собственный лёгкий сплав для автомобильных дисков, подтверждённый авторитетными сертификатами качества - можете быть уверены, что этот бренд неплох. Конторы попроще пользуются вторсырьём; качество таких колёс оставляет желать лучшего.
Узнать пропорции ингредиентов чужого состава - не проблема, равно как и переплавить убитые колёса крутой фирмы, но в любом случае это будет ощутимо уступающая по качеству копия, ибо в любом рецепте, кроме процентного содержания химических элементов, имеют огромное значение методология, последовательность и физические условия процесса.
Магниевые литые диски
Магний более лёгок, чем алюминий, и при этом прочнее. Для бытового использования эти диски весьма непрактичны - быстро окисляются и очень много стоят, уж лучше взять алюминиевую ковку и не париться. Магниевые колёса ставят либо для очень яростных понтов, либо на серьёзные раллийные машины, где важна каждая доля секунды.
Титановые диски
В народе титанами называют обычное литьё. Это миф, который появился то ли из-за прочности хороших литых дисков, то ли из-за титановых добавок в их составе. Колёса из цельного титана существуют, но стоят они как несколько автомобилей; где их используют - пожалуй, знают разве что военные или крупные научно-исследовательские институты. Так что не ведитесь, если на запрос "купить титановые диски" гугл вам предложит какие-нибудь интернет-магазины - там продают обычный легкосплав.
Как делают литые диски?
Есть три основных вида литья - гравитационное литьё, низкое давление и противодавление.
Гравитационное литьё
Другое название данного метода - литьё в кокиль. Кокиль - это специальная форма, в которую сплав заливают самотёком, с помощью силы тяжести. Это самый простой и недорогой метод. Позитив - низкая цена при широких возможностях дизайна. Негатив - более выражена пористость готового изделия, из-за чего страдает прочность. Чтобы сделать такой диск более крепким - надо наращивать его массу.
Литьё под низким давлением
Расплав подаётся снизу вверх под давлением сжатого воздуха. Сила давления не превышает 2 бар, вследствие чего литейная форма заполняется медленно и равномерно. Процесс тянет больше ресурсов, такие колёса будут дороже, но зато их структура будет более однородной и прочной.
Литьё с противодавлением
Эволюция литья под низким давлением. Всё аналогично, только в литейной форме создаётся встречное давление чуть меньшей силы, чем основное. В результате затвердевание и кристаллизация проходят более эффективно, металл плотнее и прочнее, а сам диск легче. Естественно, цена при этом выше.
Хитрости
Чтобы как-то убрать негативные моменты, присущие литым дискам и добавить полезных качеств, производители придумали интересные уловки. Каждая из них тянет за собой очередную добавку к цене изделия, но оно того стоит.
Составные диски
Литые спицы соединяются с кованым ободом титановыми болтами. Прочность и эстетика в одном флаконе.Раскатка обода
В поиске способов улучшения характеристик литых дисков немцы изобрели технологию Flow Forming. После отливки диск раскручивают и в ещё тёплом состоянии раскатывают обод роликами. Метал прессуется и приближается по своим свойствам к ковке - такие колёса прочнее, легче и намного крепче обычных.
Полостное литьё
Это уже высший пилотаж. Спицы отливаются со строго просчитанными полостям внутри, которые расположены так, чтобы не влиять на структурную жёсткость диска. Получается почти аналогичная прочность при существенном снижении веса. Гонщики оценили.
Обработка, проверка и покраска
Отлитый диск идёт на закалку, после чего отправляется на рентген. Тщательная рентгеноскопия помогает выбраковать изделия с трещинами и дефектами структуры. Далее диск подвергается всевозможным проверкам и функциональным тестам на герметику, биение и ударопрочность. Затем идёт фрезеровка и подгонка к идеальным параметрам, полировка, покрытие защитными антикоррозионными материалами и покраска.
Каждый из этапов производства определяет ездовые параметры, долговечность и эстетическую привлекательность литого диска. Лидеры рынка применяют собственные фишки, о чём более подробно в обзорах брендов.
Вопрос болтов
Литьё толще штамповки, поэтому нужен болт длиннее обычного, иначе не получится нормально затянуть диск. Также очень важно, чтобы совпадали контактные поверхности болта и диска, чаще всего они имеют коническую форму. При затяжке нужно чувство, чтобы не покрошить металл.
Более подробно о преимуществах
В статье о том, какие бывают диски, мы сравнивали литьё с кроссовками. Если вы хотите понять, как преображается машина на легкосплаве - пробежите кружок на стадионе в кирзачах, после чего быстро переобуйтесь в какие-нибудь лёгкие беговые кроссы и продолжайте путь. Эта аналогия наиболее близка к реальности, потому что колёса - это обувь автомобиля и одновременно его ноги. Снижение веса дисков сразу ощущается водителем, у которого есть минимальный стаж.
Подвеска разгружается и работает более плавно; если не будете попадать в ямы и теребить каждую неровность - ходовая прослужит дольше. Лёгкое колесо раскручивается и останавливается легче, вследствие чего машина становится резвее и безопаснее.
Конечно же, внешний вид. Расплавленный металл послушно примет очертания любой полости, в которую его зальют. Самые изощрённые плоды полёта дизайнерской мысли легко воплощаются в жизнь при помощи соответствующей пресс-формы. Современные компании создают эксклюзивные литые диски под конкретные модели авто, играются с различными визуальными образами и вариациями. Минималистичная классика, кислотные переливы и даже экзотика в виде медвежонка - сегодня можно купить литой диск на любой вкус и цвет.
Чего бояться?
Литой металл очень жёсткий, он не умеет пружинить. Кристаллическая структура при ударе принимает на себя все ньютоны и разрушается. Этот процесс неизбежен. Любой литой диск со временем деформируется. Насколько быстро - зависит от его качества и аккуратности водителя. Так что даже если у вас крутые прочные диски - берегите их, чтобы через несколько лет не появилась вибрация, которую особо ничем не выправить. Диски попроще при достаточно сочном ударе трескаются, это главный минус литья по сравнению со штамповкой или коваными дисками, которые умеют сминаться.
Если вы часто ездите по неровным дорогам и попадаете в ямы - надо брать либо штамповки, либо кованые колёса, либо какой-нибудь из вариантов прочного литья, допустим Flow Forming. Кроме опасности трещин и сколов, литой диск из-за слабой пластичности жёстко передаёт на подвеску каждый удар. Дабы уберечь ходовую - надо внимательно следить за дорогой и по возможности избегать брусчатых вариантов. Ещё один опасный для литых дисков момент - неаккуратная езда на низком профиле по неровным дорогам.
Качество покраски напрямую влияет на красоту литого диска. Топовые бренды весьма щепетильны в этом вопросе, понимая роль долговечности лакокрасочного покрытия для сохранения эстетики. Более бюджетные фирмы частенько экономят на данном этапе, из-за чего их диски через 4-5 лет надо перекрашивать. Процесс этот не так прост, нужно специальное оборудование или сервис, а это дополнительные расходы. Так что если вы берёте недорогой диск и рассчитываете его носить лет десять - узнайте тарифы на покраску литых дисков в вашем городе.
Целесообразно ли ездить на литых дисках зимой?
В плане вождения недостатков нет, потому что на сцепку с дорогой влияет вес машины, а не вес колёс. Могут возникнуть проблемы, если лакокрасочное покрытие слабо защищает от ядрёных реагентов, которыми пользуются наши дорожники для удаления снега и льда. Такие диски могут за один сезон повыцветать и полностью потерять свой вид. Кроме того, зимой намного выше вероятность боковых ударов. Поэтому ставить литые диски на зиму есть смысл только если вы уверены в качестве их покраски и в собственных навыках зимнего вождения.
Возможен ли ремонт литых дисков?
Возможен, но лишь косметический. Не верьте рекламе чудо-мастеров, которые готовы либо кулибинскими ручками на коленке, либо при помощи загадочного хитрого оборудования отремонтировать ваш диск. Специфика технологии литья существенно ограничивает возможности полноценного восстановления изделия при его деформации.
Давайте рассмотрим основные варианты, предлагаемые сервисами по ремонту дисков.
Царапины и другие внешние дефекты
Такой ремонт вполне реален. Полирнуть, подшлифовать, перекрасить - возможно всё. Главное не связываться с мутными конторами, потому что дело это довольно тонкое и кропотливое. Самостоятельно есть резон браться лишь за шлифовку и полировку, покраска литым дискам нужна более хитрая, это работа не для гаражных условий.
Кривизна, биение, вмятины
Прокатка
Литой диск со временем теряет правильную геометрию. Кроме естественных процессов, деформация может появиться после сильного удара. Некоторые умельцы предлагают прокатку на станке. Это нелепость, потому что литой диск - жёсткая цельная структура, которую нельзя выравнивать методами, применимыми для более пластичных и гнущихся материалов. Воздействуя силой, вы нарушаете однородность изделия, вызывая в лучшем случае внутренние деформации, а в худшем и вовсе рискуете проломить диск роликом. Истресканный внутри диск плохо балансируется и слабо держит удар. Литые колёса после прокатки на станке долго не ходят.
Выстукивание
Мастер, который хорошо чувствует инструмент и собственные руки, способен лёгкими постукиваниями исправить минимальные вмятины. Однако следует понимать, что в месте такого ремонта останутся внутренние дефекты структуры, которые неизбежно дадут про себя знать в будущем.
Нагрев
Иногда практикуют подогревание вмятины при помощи паяльной лампы с последующей рихтовкой или прокаткой. На выходе получается с виду ровный диск с локальным спеканием и нарушением балансировки. После покраски он может выглядеть как новый, но после установки такое колесо будет бить или вибрировать.
Наварка
Способ получше - наварка специального металла на вмятину с последующей токарной доработкой. Таким образом дефект корректируется геометрически без нарушения внутренней целостности диска. Однако это тоже не панацея, потому что навариваемый сплав отличается по составу от сплава, из которого сделан диск, что провоцирует неоднородную плотность, нарушение балансировки и ухудшение ездовых свойств. Такой ремонт имеет сугубо поверхностный и косметический характер - место вмятины останется слабиной, при новом ударе ситуация усугубится, и будет очень хорошо, если при этом скорость будет маленькой и диск не треснет.
Трещины и разломы
Тут всё просто и однозначно - не верьте тем, кто бахвалится воссоздать литой диск из его обломков. Литое изделие, если его сварить, остаётся целым лишь до первой встряски. Европейская ассоциация производителей колёсных дисков категорически запрещает подобные ремонты. Даже если у вас лопнула лишь одна спица или обод треснул не насквозь - всё равно варить такое повреждение нельзя. Аналогично с дефектами в районе крепежа. Динамическая нагрузка под массой автомобиля разрушает сварочный шов, потому что нет равномерной прочности, есть оси напряжения и, как следствие, очень слабые места. Сваренный литой диск не только легко трескается на яме, он может лопнуть и на ровной дороге от вибрации, что при достаточной скорости чревато летальным ДТП.
Выводы
Ремонтировать литой диск есть резон лишь при небольшом дефекте и отсутствии денег. Если повреждение серьёзное - берите новый или пересаживайтесь на штамповки.
Стоит ли покупать подержанные литые диски?
Мы неслучайно поместили этот вопрос после информации о ремонте. Если вы решили купить литой диск б/у, то задумайтесь над следующими вопросами:
- сколько лет пробежали диски?
- бывали ли они в ремонте?
- каков стиль вождения владельца?
- расскажет ли он вам правду?
Фактически есть лишь один вариант, при котором можно взять диск с рук - если владелец меняет относительно новые диски на другой диаметр или более интересный рисунок. Но в данном случае чаще всего цена будет такой, что уж лучше немного доплатить и купить диск с гарантией в магазине.