Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.

Конструкция и параметры колеса


Вылет

Вылет диска
Кликните на картинке, чтобы увеличить

Вылет колеса - это расстояние между монтажной поверхностью, которой диск прилегает к ступице, и центральной плоскостью, которая проходит ровно посередине обода (см. рисунок справа).

Чем положительный вылет отличается от отрицательного?

  • при положительном вылете плоскость прилегания находится перед центральной плоскостью; при монтаже такой диск садится глубже в колёсную арку
  • при отрицательном вылете плоскость прилегания будет за центральной плоскостью; такое колесо выступает за арку

Можно ли поставить диск с вылетом, отличающимся от штатного?

Можно, однако отклонение не должно превышать 5-7 мм. Если вы решили утопить колесо в арку - проверьте, каким будет расстояние до элементов подвески и тормозной системы, и не будет ли колесо тереть подкрыльники при поворотах.

Что будет, если вылет слишком нестандартный?

С одной стороны - легче будет вертеть рулём. С другой - колёса крутить будете не только вы, но и малейшая неровность или перепад дорожного покрытия. Если вылет сильно отрицательный - колёса будет разворачивать наружу. Сильно положительный - разворачивает внутрь. Чем больше отклонение вылета - тем круче руль вырывает из рук.

Как нестандартный вылет влияет на подвеску?

Вес автомобиля главным образом приходится на амортизационные стойки. Чем дальше колесо от стойки - тем больше нагрузка на рычаги и подвеску в целом из-за возросшей длины плеча обката; длинную палку сломать легче, чем короткую, тут закономерность та же. При уменьшении вылета на 50 мм нагрузка на подвеску возрастает в 1,5 раза.

Сверловка

Сверловка - это расстояние между колёсными болтами. Фактически это окружность, проведённая посередине крепёжных отверстий. Обозначается аббревиатурой PCD - Pitch Circle Diameter.

Как обозначается сверловка?

После букв PCD следует обозначение типа 5/100 или 5х100. В данном случае 5 - это число отверстий, 100 - собственно PCD в миллиметрах. Прямо на диске можно без проблем определить PCD, если количество болтов чётное - надо измерить расстояние между центрами противоположных отверстий и умножить его на число пи. Если количество болтов нечётное - проще найти и посмотреть маркировку, выбитую на диске.

Что такое двойная сверловка?

Иногда диски делают с двойным набором отверстий. Такой диск более универсален.

Можно ли ставить диск с разницей PCD в доли миллиметра по сравнению со штатным значением?

Категорически запрещено. Такой диск встаёт на ступицу, болты реально затянуть, однако будет незаметный перекос. Неправильное положение колеса проявится мелкой вибрацией. Подвеска долго не прослужит, возникнет риск летального ДТП из-за внезапного разрушения диска на скорости.

Центральное отверстие

Главное, чтобы центральное отверстие налезало на ступицу. Если оно больше - не беда, так делается для повышения универсализма диска. В данном случае нужны переходные кольца под конкретную марку и модель авто, которые уменьшают центральное отверстие до требуемого диаметра. Кольцо обязательно для адекватной центровки колеса, без него будет вибрация на скорости и быстрый износ подвески. Если оно пластиковое - это нормально, потому что основная нагрузка ложится на болты. Если диск с креплением на 6 отверстий - можно обойтись без переходника.

Ширина диска

Ширина колёсного диска - это расстояние в дюймах между внутренними поверхностями бортиков. Чаще всего ширина прямо зависит от диаметра - чем больше диск, тем он шире.

Ширина диска важна для определения допустимого диапазона ширины шины. Слишком широкая шина после установки будет сжата ободом с обеих сторон, контактное пятно из-за выпуклости протектора сузится, что спровоцирует ускоренный износ центральных рёбер и проблемы со сцеплением. Слишком узкая шина будет слабо прилегать к ободу, из-за чего может спустить или разбортироваться на ходу.

Ещё есть важный момент с профилем резины - низкопрофильные покрышки из-за жёстких боковин плохо адаптируются к ширине диска, поэтому диапазон допустимых значений ширины при низком профиле более ограничен, чем при высоком.

Диаметр диска

Как и ширина, диаметр измеряется в дюймах. Порой люди называют его радиусом, это неправильно. Ошибка пошла со времён появления первых радиальных шин, которые обозначались буквой R, что и вызывает нынче путаницу, потому что "диагоналок" уже почти не осталось. На всякий случай напомним, что шина берётся строго под диаметр диска. Разница даже в полдюйма недопустима.

Внешний диаметр колеса

При изменениях конфигурации шина-диск нужно строго следить за тем, чтобы внешний диаметр колеса оставался прежним. Любое существенное отклонение в ту или иную сторону заставит врать спидометр и одометр, перегрузит ходовую и внесёт разлад в работу двигателя. Если автомобиль не из прошлого века - электроника может сойти с ума и нарушить важные настройки. Так что лучше не надо. Если вам нужен какой-нибудь экстремальный тюнинг своего авто с изменением внешнего диаметра - обязательно проконсультируйтесь с грамотными специалистами.

Как быть, если вы желаете увеличить диаметр диска и поставить низкий профиль? Есть правило расчёта параметров шины, при которых внешний диаметр останется прежним:

  • при увеличении диаметра на один дюйм нужно добавить 20 мм к ширине шины и снизить профиль на 10.

Допустим, сейчас вы катаетесь на 14-дюймовых дисках и шинах 175/70. Для дисков 15'' нужна шина 195/60. 

Крепление

Если вы меняете штамповки на литьё - нужны новые, длинные болты, потому что литые диски имеют более толстые стенки. Нужно подбирать болты так, чтобы они затягивались минимум на восемь оборотов. Перед затяжкой смажьте кончик болта литолом, однако не более капельки, чтобы сохранить должный уровень трения. Затягивать нужно крепко, но с чувством, прыгать по баллонному ключу не надо. Чтобы болты не раскрутились - дотяните их через 100-200 км.

Проследите, чтобы форма посадочных отверстий совпадала с формой болтов. Нельзя сферические болты ввинчивать в конусовидные отверстия, и наоборот.

Перестановка

Вряд ли найдётся полностью симметричный автомобиль, поэтому вес распределяется на шины по-разному. К тому же, у каждого свои дороги и свой стиль вождения. Логично, что шины с течением времени будут точиться по-разному. Для профилактики неравномерного износа нужно менять колёса местами в среднем через каждые 10 тыс. км пробега. Порядок перестановки - на рисунке, он зависит от привода автомобиля.

Способы перестановки шин
Способы перестановки шин

Если на вашей машине стоят разноширокие колёса - понятное дело, что менять надо правые с левыми на той же оси.


Бесплатный обратный звонок
Сообщение отправлено
Укажите Телефон для связи с вами.
Произошла ошибка
Мы не занимаемся СМС-рассылками и спамом и не отдадим ваш телефон в третьи руки.