Тут вы найдёте ответы на большинство актуальных вопросов. Сначала всё о шинах, чуть ниже - о дисках.

До какого давления качать шины?

Миф

Нужное давление указано на маркировке покрышки.

Правда

На маркировке указано предельное значение, до которого можно качать шины без риска. Вам нужно узнать давление, оптимальное для вашего автомобиля. Оно может быть указано на крышке бензобака или водительской дверце.

Имеет ли значение год выпуска резины?

Миф

Шина, пролежавшая год-два на складе, теряет свою форму, потому что лежит под грудой других шин или ещё как-нибудь неправильно хранится.

Правда

Вес автомобиля измеряется тоннами. Шины без проблем выдерживают его как в состоянии покоя, так и на полном ходу, где рабочая нагрузка ещё возрастает. Сколько бы ни было резиновых собратьев сверху - давление с их стороны никак не сравнимо. Единственный реально важный момент - старение резиносмеси. Если покрышке более 5-6 лет - не берите её или требуйте скидку.

Влияет ли качество резины на её ресурс?

Миф

Качественная резина всегда служит долго.

Правда

Бывает, что предназначение шины изначально не предполагает особо долгую жизнь. Например, диагональный корд некоторых моделей для внедорожников, где во главе угла непробиваемость. Или сверхвысокоскоростная резина, для которой намного более важны сцепление, динамика и способность чётко тормозить. Ещё можно убить резину преждевременно по своей вине - не следить за давлением или стереть грязевые шины об асфальт.

Имеет ли значение, в какой стране сделана брендовая шина?

Миф

Качество покрышки зависит от страны производства.

Правда

Любой бренд дорожит своим именем и не станет себя дискредитировать плохими шинами. Любой завод, независимо от страны, где он расположен, будет укомплектован одним и тем же оборудованием, что и главное предприятие. Внутренние стандарты качества тоже совпадают. Бывают проблемы с отдельными партиями, когда по различным причинам случается заводской брак. Такие случаи мониторят как сами производители, так и магазины, уважающие своих клиентов. Мы изучаем отзывы водителей и информацию фирм, чтобы при необходимости упомянуть о проблемной партии в наших обзорах.

Зависит ли эффективность торможения от класса резины?

Миф

Чем дороже шины - тем они лучше тормозят.

Правда

Тут почти как и с ресурсом - смотря для чего резина предназначена и на каком покрытии ездит. Однако в целом именитые производители уделяют большее внимание безопасности, чем фирмы со слабым бюджетом.

Всегда ли есть резон ставить дорогую резину?

Миф

На любой автомобиль лучше покупать шины престижных брендов.

Правда

Если вы поставите супертихую и сверхэкономную шину на ВАЗ "классику" - вряд ли почувствуете её преимущества. Точно так же нет никакого смысла гонять на покрышках UHP, если максималка вашего авто 180 км/ч. Класс шины должен соответствовать классу автомобиля. Если вы хотите купить резину престижного бренда - смотрите наши обзоры моделей и думайте, какие преимущества для вас актуальны прежде всего с практической точки зрения.

Бывает ли дешёвая резина качественной?

Миф

Чем меньше цена - тем хуже качество

Правда

Далеко не всегда. Например, недорогая шина может быть ребрендированным флагманом прошлых лет, который отбил деньги, потраченные на разработку и испытания, уступил место новой модели, но при этом слишком хорош, чтобы отказываться от него совсем. Или добротные середняки, чей бюджет не позволяет быть впереди планеты всей, но тем не менее их шины весьма работоспособны. Или умелые плагиаторы, создающие неплохие копии. В любой ценовой нише есть удачные и неудачные модели. Главное - понимать, что вам нужно от шин и сделать хороший выбор.

Стоит ли покупать российские шины?

Миф

Отечественная резина плохого качества

Правда

Современные шины - высокотехнологичный продукт. Чтобы сделать нормальную авторезину - нужны не только руки, но и голова. В нашей стране был период 90-х, когда ни руки, ни голова никем не ценились. Тогда и появился вполне обоснованный стереотип о плохом качестве российского товара - каждый выживал как мог, всё делалось ради сиюминутной прибыли. Сейчас ситуация поменялась. Наши производители смотрят в будущее и потихоньку подтягиваются к ведущим мировым брендам. Повсюду внедряется автоматизация и проводятся научные исследования. С каждым годом всё меньше брака и всё больше моделей приличного качества. Сегодня русская резина ничем не уступает собратьям по бюджетному классу. Скорее даже превосходит их.

Стоит ли покупать китайские шины?

Миф

Китайская резина всегда плохого качества

Правда

Некоторые китайские фирмы существенно подтянули свой уровень и потихоньку начинают конкурировать с Тайванем и Южной Кореей. Основные недостатки шин из Поднебесной - запах резины и слабый ресурс. Ездовые свойства вполне на уровне. Естественно, есть и стереотипный Китай, который лучше не покупать. Но наш магазин с такими конторами дела не имеет.

Влияет ли накачка азотом на поведение автомобиля и срок службы шин?

Миф 1

Азот ни на что не влияет, это развод

Миф 2

Азот - панацея от всех бед, автомобиль превращается в гоночный болид, а колёса прослужат 1000 лет.

Правда

Подавляющее большинство противников азота никогда его не пробовали и основываются сугубо на физических моментах, высчитывая упругость и прочие параметры. При этом ни одно колесо не является объектом, который можно просчитать формулами, об этом более детально будет чуть ниже. Если обобщить практический опыт водителей, попробовавших азот - машина едет ощутимо мягче и лучше поглощает неровности. Косвенным свидетельством упругости колёс, накачанных азотом, является их кажущаяся лёгкая приспущенность - боковина более выпуклая, чем при накачке воздухом. Кроме того, есть свидетельства владельцев грузовых машин, что если использовать азот - колёса меньше греются. Однако не стоит безоговорочно верить всему, что нам говорят продавцы азота - в их словах много маркетинга. Нет доказательств продления ресурса шин и дисков, равно как и стабилизации давления. Есть и недостаток накачки азотом - машина более валкая, что сказывается при прохождении асфальтной колеи и на резких поворотах.

Нужна ли сменная резина, если есть всесезонка?

Миф

Всесезонная резина способна полноценно заменить зимнюю и летнюю.

Правда

Всесезонная резина - компромиссное решение. Все её качества примерно посередине между зимней и летней. Лучше всего катать на всесезонке весной и осенью. Летом на жаре она будет мягкой и валкой. Зимой нужна осторожность - сцепка со скользкой дорогой хоть и намного лучше, чем на "лете", но при этом хуже, чем на "зиме". Покупать всесезонку есть смысл в широтах, где нет ярко выраженных пиковых температур, т.е. лето умеренно тёплое, а зима малоснежная и со слабыми морозами. Оптимальная погода для всесезонных покрышек - дождь. На мокрой трассе они лучше всех.

Можно ли ставить зимнюю резину лишь на одну ось?

Миф

Зимние шины достаточно ставить лишь на ведущую ось.

Правда

Ведомая ось будет скользить. На заднем приводе будут нешуточные проблемы с управляемостью, торможение в целом станет труднее. На переднем приводе ситуация ещё хуже - передняя ось тормозит резво, задняя запаздывает и начинает гулять в стороны. Любой занос становится непредсказуемым и смертельно опасным.

Стоит ли спускать колёса на скользкой дороге? Нужны ли широкие шины зимой?

Миф 1

При сниженном давлении шина за счёт большого пятна контакта лучше держит зимнюю дорогу.

Миф 2

Широкое колесо лучше держит зимнюю дорогу.

Правда

Если на машину поставить широкие колёса - это никак не поменяет её вес и, соответственно, прижимную силу. Контактное пятно будет шире, но при этом короче в продольном измерении, его площадь почти не изменится. Если на дороге есть снег, талые массы или вода - узкие колёса намного легче прорезают себе путь, чем широкие.

Стравливая давление, мы уменьшаем жёсткость шины и её сопротивление весу автомобиля. Контактное пятно при этом увеличивается и возрастает площадь сцепления. Однако не следует думать, что в реальном мире всё можно свести до идеальных условий физической теоретики. Ситуация со сцеплением спущенной шины на скользкой дороге не вписывается в одну-две формулы из-за того, что в игру вступают весьма важные дополнительные факторы. Например, на мягких шинах значительно больше амплитуда раскачки, из-за чего возрастает риск потери управления во время поворота. При торможении тяжелее спрогнозировать траекторию. Стравливать давление надо или в грязи, или на глубоком снегу, чтобы автомобиль не проваливался и не застревал. Во всех остальных случаях негатива будет больше, чем позитива.

Существуют ли скоростные зимние шины?

Миф

Зимой всегда надо ездить медленно.

Правда

Сбрасывать скорость надо на скользкой дороге - снег, лёд, каша. Если асфальт чистый и сухой - можно ускориться, если это позволяет резина. Сегодня есть зимние шины, на которых допустимо ехать до 270 км/ч. При покупке смотрите скоростной индекс. Однако помните о том, что правило "тише едешь - дальше будешь" никто не отменял. Для адреналиновых покатушек есть специальные треки. Кроме того, любая скоростная резина твёрже обычной, поэтому скоростная зимняя в снежно-ледяной стихии будет вести себя хуже, чем обычная.

Нужна ли зимняя резина там, где редко бывает снег?

Миф

Зимняя резина хороша лишь на снегу и гололёде

Правда

Летние шины при температуре ниже +10 начинают дубеть и терять эластику. Автомобиль плохо держит дорогу, хуже поглощаются неровности. Зимняя резина имеет иной состав, благодаря чему сохраняет все нужные свойства даже при внушительном морозе.

При выборе обязательно читайте обзор модели - чаще всего рабочий диапазон температур той или иной модели рассчитан либо на мягкую, либо на более суровую зиму.

Можно ли ездить на зимней резине летом?

Миф

Летом зимняя резина за счёт повышенных сцепных свойств лучше цепляется за асфальт

Правда

Зимняя резина рассчитана на холодную температуру. Летом она сильно размягчается. Автомобиль становится валким и хуже управляется. Кроме того, в жару зимняя резина очень быстро износится.

Позволяет ли зимняя резина ездить как летом?

Миф

Если обул зимнюю резину - можно расслабиться, сцепка будет как летом на летней.

Правда

Скользкую дорогу не отменял никто. Как бы ни были совершенны зимние шины - автомобиль никогда не будет вести себя как летом даже на шипах. Хотя контроль над машиной бесспорно будет. При наличии опыта зимой возможна вполне полнокровная и интересная езда.

Нужна ли зимняя резина внедорожнику?

Миф

Привод 4х4 позволяет ездить зимой на любой резине.

Правда

Полноприводный автомобиль изначально лучше цепляется за любую поверхность. Но если колёса будут скользкими - большой вес намного проще потянет машину в неконтролируемый занос. Зимой джипу нужна как минимум всесезонка, да и то при включённом полном приводе и наличии головы на плечах. А лучше купить зимнюю резину - на ней ездить намного приятнее.

Является ли шиповка самой лучшей резиной для зимы?

Миф

Шипованная резина в зимнее время года лучше любой другой.

Правда

Оптимальное покрытие для шиповки - лёд. Твёрдые шипы вонзаются в него, усиливая этим сцепку. Аналогично на плотно укатанном снегу. А вот на асфальте шип может проскальзывать, особенно в оттепель. Шипованную резину есть смысл ставить в тех широтах, где часто гололёд. В остальных случаях целесообразнее купить липучки, они же фрикционные зимние шины.

Стоит ли верить физикам, которые опровергают информацию производителей шин?

Миф

Рисунок протектора не влияет на силу сцепки.

Правда

Некоторые водители хорошо знают теоретическую физику и слишком ретиво пытаюся подчинить законы вождения миру формул и уравнений, не учитывая всю сложность этого занятия. Например, встречается утверждение, будто рисунок для сцепки не важен, потому что там всё зависит от площади контактного пятна и силы давления. Да, если мы говорим о скольжении бруска по ровной однородной поверхности - можно смело что-то утверждать. Однако автомобиль ездит по неоднородному и не совсем ровному асфальту, по брусчатке и грунту, часто в дождь. Формула-1 с её сликами, которую так любят приводить в пример теоретики, проводится на идеальном треке. Если посмотреть на более приближённые к реальным условиям соревнования - вряд ли вы где-нибудь встретите шины без рисунка. Там, где пятно контакта может внезапно уменьшаться из-за неровностей или появления водной плёнки - как раз и выручает рисунок. Слики и полуслики хороши исключительно на сухом и ровном асфальте.

Низкий профиль лучше высокого?

Миф

При увеличении диаметра диска и покупке низкопрофильной резины все ездовые свойства автомобиля улучшатся.

Правда

На низком профиле лучше управляемость, динамика и торможение. В минусе комфорт, акустика и срок жизни подвески.

Достаточно ли знать свой диаметр диска при покупке?

Миф

Любой диск подходящего диаметра встанет на ваше авто без проблем.

Правда

Помимо диаметра, важны ещё посадочные параметры, ширина и вылет диска.

Помогают ли болты с эксцентриками при установке нестандартного диска?

Миф

Если PCD диска отличается на пару миллиметров - есть возможность ровной установки колеса при помощи специальных болтов с эксцентриками

Правда

Во время езды колесо вращается с огромной скоростью. Смещение даже в долю милиметра даст микровибрацию, которая будет расшатывать крепление и подвеску. Порой это можно почувствовать на высокой скорости, но даже если никаких субъективных ощущений нет - всё равно есть риск резонанса и внезапного раскручивания болтов на ходу. Вероятность ровной установки при помощи болтов с эксцентриками ничтожно мала.

Можно ли менять вылет диска?

Миф 1

Вылет диска можно менять как угодно, главное чтобы колесо об арку не тёрлось

Миф 2

Вылет диска менять нельзя

Правда

Любое изменение вылета более чем на 5-7 мм от штатного тянет за собой ухудшение управляемости и курсовой устойчивости. Кроме этого, при чрезмерном при вынесении колеса наружу страдает ресурс подвески. Менять вылет можно, но только в допустимых пределах.

Можно ли ставить колёса с неродными параметрами? Как это влияет на гарантию?

Миф

Всегда нужно ставить шины и диски, аналогичные заводским. При установке нестандарных шин автоматически слетает гарантия на автомобиль.

Правда

Параметры колеса не являются жёстким критерием. Весь арсенал размеров можно посмотреть при помощи шинного калькулятора. Если всё в допустимых пределах - дилер не имеет права снимать автомобиль с гарантии.

Нужны ли центровочные кольца?

Миф

Центровочные кольца - лохотрон.

Правда

Если диск родной, то он центруется либо по шпилькам, либо по посадочному отверстию на выступающую часть ступицы. Универсальные диски часто делают с более широким посадочным отверстием. В этом случае производитель может предлагать центровочные кольца под конкретную модель. Есть мнение, что они не нужны. Но если изучить отзывы водителей - попадаются свидетельства, что без центровочных колец руль вибрирует на большой скорости. Это значит, что даже при городской езде будет разбалтываться ступица. Кроме того, центровочные кольца облегчают монтаж колеса, направляя диск.

Центровочные кольца не несут никакой нагрузки, так что пусть вас не смущает, что чаще всего они пластиковые. Кроме этого, металлические кольца имеют больше шансов заржаветь или прикипеть к ступице либо диску.

Из чего сделаны легкосплавные диски?

Миф

Легкосплавные диски делают из титанового сплава.

Правда

Титан очень дорогой и используется лишь в качестве добавки, улучшающей свойства сплава. Основной металл чаще всего алюминий, реже магний. Алюминиевые диски менее крепкие и более тяжёлые, чем магниевые. Магниевые диски хороши для гонок, но в быту их использование бессмысленно из-за очень высокой цены и слабой устойчивости к коррозии.

Какие диски лучше?

Миф

Легкосплавные диски лучше стальных штампованных.

Правда

Лучше те диски, которые подходят под ваши дороги и стиль вождения. Если вы часто испытываете колёса на прочность - возможно, вам подойдут как раз стальные колёса, которые сминаются под ударом и подлежат ремонту. Литой диск передаёт удары на подвеску и может треснуть при более серьёзных передрягах. Кованые диски сочетают преимущества литья и штамповки, однако эти колёса не каждый потянет по цене.

Сколько стоит нормальное литьё?

Миф

Качественные литые диски всегда дорогие.

Правда

Когда-то легкосплавные диски были реальным шиком. Позволить их себе мог не каждый, отсюда и мнение, будто за вменяемые деньги адекватное литьё купить невозможно. Сегодня ситуация иная - технологии не стоят на месте, есть много способов снизить цену изделия. Присмотритесь к облегчённым вариантам, дискам "реплика" и отечественному литью.

Являются ли дорогие диски неубиваемыми?

Миф

Чем серьёзнее цена - тем прочнее диск.

Правда

На цену, помимо прочности диска, влияет его вес, дизайн и качество покраски. Высокая цена не является автоматической гарантией ударостойкости.

Какие бы ни стояли на вашей машине диски - за дорогой надо следить. Если не беречь колёса - можно угробить и самые крутые. Да и подвеска в любом случае не вечная.

Можно ли доверять русским дискам?

Миф

Отечественное литьё всегда хуже импортного.

Правда

Советская металлургия была среди лучших в мире. Все её традиции сохранены и преумножены. Индустриальные гиганты российской тяжёлой промышленности без проблем приспособились к новым реалиям и развернули на своих мощностях конкурентоспособное производство литых и кованых дисков. Российские сплавы считаются весьма качественными.

Сильно ли отличается реплика от оригинала?

Миф

Любая реплика всегда будет хуже родных дисков

Правда

Всё зависит от производителя реплики. Самые дешёвые изделия тяжелы и служат недолго. Если чуть более расщедриться - можно купить диск, который даже в чём-то превосходит оригинал. Например, реплика КиК может похвастаться небывалой прочностью, а WSP Italy будет легче, чем заводской диск.

Можно ли ездить на литых дисках зимой?

Миф

На зиму лучше ставить стальные диски.

Правда

Тут есть лишь один по-настоящему важный момент - лакокрасочное покрытие. Если у него плохой иммунитет к зимней химии для очистки дорог - диск выцветет и покроется разводами. Если колесо покрашено надлежащим образом по всем стандартам - можно не переживать. В наше время почти все диски нормально переносят зиму, не считая совсем уже халтурных фирм.

Не менее важен стиль езды водителя. Частое трение о бордюры провоцирует царапины и сколы, которые становятся входными воротами для коррозии. При недостаточном опыте зимнего вождения действительно лучше ставить штамповки, потому что покрасить литьё стоит денег.

Ещё встречается аргумент веса - литые диски легче и из-за этого колесо хуже прижимается к дороге. Это абсурд, потому что шину к дороге прижимает не только диск, но и автомобиль, чей вес многократно существеннее.

Как легкосплавные диски влияют на подвеску?

Миф

Литые диски сокращают ресурс подвески.

Правда

Литая структура жёсткая, из-за чего диск почти не поглощает ударный импульс и передаёт его на подвеску. Если часто попадать в ямы - ходовая действительно долго не прослужит. Однако если ездить аккуратно и внимательно - благодаря низкой неподрессоренной массе ресурс подвески продлится. Кроме того, многие современные модели литых дисков умеют гнуться.

Наиболее важен вылет. При излишнем вынесении колеса за арку из-за более длинного рабочего плеча возрастает нагрузка и уменьшается срок жизни подвески. Также следует думать при установке дисков с большим диаметром, чтобы не переборщить с их массой.

Если у вас автомобиль не старый - можете не переживать. Подвеска всех современных моделей рассчитана именно на литьё.

Можно ли ремонтировать легкосплавные диски?

Миф 1

Любой легкосплавный диск подлежит ремонту.

Миф 2

Легкосплавные диски не подлежат ремонту.

Правда

Легче всего ремонтировать стальные диски, но они и ломаются легче. Литой диск доступен полноценному ремонту лишь в случае косметического дефекта. Мелкую вмятину выровнять реально, однако изначальной прочности уже не будет. Существенные структурные дефекты литья восстановлению не подлежат. Кованые диски рихтуют без особых трудностей, однако в случае серьёзной вмятины ремонт влетит в копеечку.

Ржавеют ли литые диски?

Миф

Литые диски не боятся коррозии.

Правда

При нарушении целостности лакокрасочного покрытия появится коррозия. Царапины, сколы и прочие дефекты нужно вовремя устранять.