Все знают, что самая приятная дорога - ровная и сухая, где ничего не мешает плотному контакту резины и асфальта. Мокрая дорога всегда тяжелее - водная плёнка между шиной и поверхностью уменьшает трение и действует как смазка; колёса скользят, плохо тормозят и легко уходят в юз. Но есть ещё более опасная ситуация - въезд на скорости в лужу.
Если воды много, то её толща не успевает разрезаться шиной и заходит под неё, образуя подобие клина, отделяющего протектор от дороги. Колёса всплывают и теряют сцепление. Этот феномен называют аквапланированием. Если въехать в глубокую лужу одним колесом - руль может выпрыгнуть из рук. Если двумя - можно схлопотать мгновенный занос. Словом - хорошего мало.
Производители автошин уделяют проблеме аквапланирования много времени и сил. Микропористые резиносмеси, сложные сетки дренажных канавок, разнообразные эксперименты по нахождению оптимальной формы и покрытия стенок водоудаляющих путей... Ухищрений с различным уровнем эффективности очень много. Однако ни одно из них не решает проблему кардинально, все меры направлены исключительно на повышение порога аквапланирования, т.е. той скорости, при которой колёса начинают плыть. Как предотвратить риск потери контакта ещё до въезда в лужу? Данным вопросом всерьёз озаботились инженеры Continental.
Немецкие специалисты начали разработку комплексной цифровой системы оповещения, которая будет анализировать данные видеокамер с круговым обзором и электронных датчиков, вмонтированных в шины. Также будет учитываться работа педалей и рулевого колеса. При появлении малейшего риска аквапланирования водитель будет мгновенно предупреждён и сможет принять меры по стабилизации траектории авто. Рассматривается возможность интеграции новой технологии непосредственно в электронную начинку транспортного следства, чтобы колёса реагировали мгновенно и эффективно, примерно как в случаях блокировки и пробуксовки на машинах с системами ABS и ASR.
Пытаться выровнять сорвавшуюся в неконтролируемое скольжение машину чревато - если плавающее колесо внезапно обретёт опору, и при этом будет повёрнуто не так, как надо - автомобиль может раскрутить и мигом вышвырнуть в кювет. Справиться с подобной ситуацией сможет лишь очень опытный водитель, однако вряд ли он попадёт в подобную передрягу, потому что понимает: там где лужи - надо сбросить скорость и стараться въезжать в воду по прямой.
Электронная система оповещения сможет вовремя предупредить об опасности и подсказать о необходимости предотвращения лишнего риска. Также идёт разработка алгоритма, который будет вычислять индивидуальный крутящий момент для каждого колеса, необходимый для стабилизации траектории движения и равномерного снижения скорости.
Если вкратце, то замысел такой:
- камеры фиксируют состояние дорожного полотна, брызги и водяную пыль от колёс
- протекторные датчики мониторят скорость вращения колеса в контактном пятне и мгновенно вычисляют малейшее проскальзывание
- помимо динамических данных, сенсоры учитывают остаточную глубину протектора и сопоставляют реальную скорость автомобиля с рекомендуемой на влажных поверхностях
Предварительные тесты показали, что электронное управление задними тормозами во время аквапланирования даёт весьма ощутимый стабилизирующий эффект и повышает безопасность маневрирования.
Помимо индивидуальных мер безопасности, планируется расширение коммуникативных возможностей между автомобилями в рамках технологий V2X и eHorizon. Если всё получится - автомобиль, обнаруживший опасный участок, тут же передаст эту информацию другим авто с аналогичной электронной оснасткой.
Continental пока не готовы сказать, когда нововведение пойдёт в серийное производство, но, возможно, это произойдёт уже в ближайшем будущем.